Шрифт

А
А

Цвет

А
А
А

Обычная версия

Из двух частей – в единое целое! Назревшая потребность в образовании

05.02.2021

Из двух частей – в единое целое! Назревшая потребность в образовании

Наткнулись на интересную цитату в интернете:

Теория — это когда все известно, но ничего не работает.

Практика — это когда все работает, но никто не знает почему.

Мы же объединяем теорию и практику: ничего не работает... и никто не знает почему!

https://citaty.info/topic/praktika

Как это было бы смешно, когда бы не было так грустно…

Захотелось поговорить об опыте, теоретических знаниях и их применении в реальной жизни.

Столкнулись мы недавно с очередным парадоксом: очень грамотные (теоретически подкованные) работники, демонстрирующие ну просто уникальное знание нормативных документов, положений, норм, допусков и т.д. и т.п. не смогли применить их на практике и решить простенькие задачки. Ну не совсем простенькие, были в них конечно и подвохи, но, согласитесь, что и в реальной жизни все как по писаному не бывает, всегда есть отклонения, оттенки и нюансы.

В принципе, такая история не случайность. Помнится, одна моя знакомая рассказывала про удивление своей учительницы по русскому языку после очередной проверки ее сочинения. «Не понимаю, у вас отличное знание всех правил русского языка! Почему же вы так безграмотно пишете?»

Вывод очевиден — знание теории не всегда автоматически перерастает в умение правильно применить ее на практике. Для этого нужен опыт.

Когда-то очень давно, в институте, умудренный опытом и прожитыми годами профессор любил повторять нам, первокурсникам, одну фразу: «Наша задача как преподавателей, научить вас не заучивать информацию, а уметь быстро находить ее в огромном потоке извне и в вашей голове, отбирать лучшую и нужную для решения проблемы. А ваша задача — стремиться правильно потом применить полученные знания на деле. Самое главное в вашей будущей профессиональной деятельности — уметь создавать правильный сплав из теории и практики».

Сейчас много говорят о дистанционных форматах обучения, зачастую, ругают. А зря.

Дистанционное образование — это уже неизбежная реальность и, при правильном подходе и совмещении реального и виртуального образования, мы уверены, что можно достигать очень хороших результатов в подготовке квалифицированных специалистов. Главное — не подменять одно другим, а дополнять.

Если хорошо подумать, мы с вами живем в цифровом мире и постоянно используем дистанционный формат обучения, тут же воплощая его в практику.

Приведем примеры.

Скажите, кто из вас пользуется поваренными книгами так популярными у нашим бабушек? Думаю, что единицы. Где мы берем информацию? Правильно, в интернете. И тут же, не отходя далеко от гаджета, варим харчо или печем пироги. Сплав теории и практики.

Где мы смотрим, как собрать конструктор, как можно поменять ту или иную деталь в машине, как поменять водопроводный кран и другую нужную информацию? Правильно, тоже в интернете. Мы смотрим видео, мастер-классы, тут же воплощаем все увиденное в практику, мы делаем гимнастику по видео и еще кучу дел.

Но что здесь главное при выборе обучающего материала? Понимать, что не вся информация в сети является достоверной! При выборе обучения какому-либо профессиональному делу необходимо быть уверенным, что обучающему материалу можно доверять, потому что подготовлен он специалистами в данной области. Нельзя по обрывочным видеосюжетам из интернета стать профессиональным врачом или машинистом, как, впрочем, и хорошим сварщиком или осмотрщиком вагонов тоже.

Если неверный рецепт, рассказанный неумелым блогером, в худшем случае приведет вас к испорченному ужину и плохому настроению, то неверная информация о производственном процессе может привести к куда более опасным последствиям.

Во всем нужна система. Особенно в образовании. Как научите, то и получите. Хотите ли вы идти на прием к врачу-троечнику? Или садиться в самолет, узнав, что пилот бывший двоечник, кое-как получивший диплом или купивший его (а такие случаи уже были).

Потребность в качественном образовании по-прежнему велика. Время не стоит на месте, знания в каждой профессиональной области постоянно обновляются.

Работодатели как никто заинтересованы в высококвалифицированных специалистах и поэтому понимают, что у работников должны быть документы о дополнительном профобразовании и по возможности отправляют работников на курсы повышения квалификации. И ждут, что на выходе получат не сухого теоретика, набитого заученными фразами из учебников, а работника с гибким мышлением, способным применить полученные теоретические знания в практических реалиях производства.

В свою очередь, учебные заведения тоже понимают, что информационные технологии расширяют возможности преподавателей делать свои занятия более интересными и насыщенными для учащихся.

Следуя этому принципу — бери и делай — учебные заведения постепенно начинают формировать новые учебные материалы, наглядно показывающие, например, отдельные моменты производственной деятельности. Развивается цифровой обмен опытом: видео рассказы с мест производства, видео демонстрации отдельных процессов, онлайн тренажеры, онлайн ответы наставников или экспертов на интересующие вопросы учащихся и многое другое.

Понятно, что онлайн демонстрация какого-то процесса никогда не заменит реальной практики, но тем не менее такой обмен опытом, дает возможность учащимся получить некий багаж наглядных знаний, который можно применить в дальнейшем в реальной жизни, в том числе на производстве.

Правильно разработанные программы дистанционного обучения, подстроенные под потребности отдельно взятой компании, могут являться большим подспорьем для предприятий при профессиональной подготовке и переподготовке своих кадров. Современное дистанционное обучение позволяет предприятиям экономить деньги, выделяемые на обучение, управлять временем обучения своих работников, участвовать в производственной подготовке и аттестации своих работников, обмениваться опытом с другими компаниями, повышая качество знаний и умений своего персонала.

05.02.2021

Татьяна Майер